Воскресенье, 19.05.2024, 18:29
Педагогически клуб "Плеяда" Георгиевский район
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Начни исследовать»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Начни исследовать»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Начни исследовать» для учащихся 12-16 лет разработана Писаренко Надеждой Ивановной в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей, СанПиНом 2.4.4.3172-14, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного. Программа разработана с учетом требований ФГОС и имеет естественнонаучную направленность, ориентирована на создание условий для целенаправленного формирования экологических представлений, развитие экологического сознания учащихся посредством организации эколого- нравственного взаимодействия с природой, предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей для самореализации.
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная,
Уровень освоения:
Стартовый
Основная цель, которую преследует обучение на этом уровне – создание мотивации, то есть формирование желания и возможности углублённого изучения естественных наук. При этом также решаются задачи развития навыков общения в группе, тренировка памяти, наблюдательности, освоение и совершенствование важных познавательных операций, таких как наблюдение, описание, сравнение. Осваивается также значительный объем естественнонаучных знаний, прежде всего – касающихся природы нашего региона, а также – имеющих важное мировоззренческое значение.
Актуальность программы воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частичкиой нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
Цель: формирование и развитие осознанного правильного отношения к объектам природы у школьников, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма; - воспитывать аккуратность, вежливость; - формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; - развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия; - развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами;
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования; - научить работать со справочниками и определителями; - научить оформлять исследовательские работы;

Планируемые результаты:
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
• основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
• понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
• основные источники информации;
• правила оформления списка использованной литературы;
• правила классификации и сравнения,
• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
• источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
• правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
• выделять объект исследования;
• разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
• анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
• работать в группе;
• работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
• пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
• планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы

Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
• анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
• необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растений в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах и живых объектах органов цветкового растения, наиболее распространенных сельскохозяйственных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
• постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания, размножения культурных растений и ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Отличительные особенности программы заключаются в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.
Адресат программы: возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 12 - 13 лет.
Объем и срок освоения программы: объём программы- 70 часов, срок освоения программы - 1 год.
Форма обучения: очная
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.
Формы аттестации: тестирование, защита проектов
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 портфолио и презентации исследовательской деятельности;
 участие в районных, зональных, краевых и всероссийских конкурсах исследовательских работ;
 презентация итогов работы.
Материально-техническое обеспечение:
 Компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор
 Фотоаппарат
 Цифровой микроскоп
 Световые микроскопы
 Микропрепараты
 Покровные и предметные стекла
 Комплект оборудования и микропрепаратов для лабораторных работ
 Наглядные пособия
 Коллекции и гербарии
 Муляжи по биологии
 Модели по биологии
 Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники:
экранно-звуковые пособия:
• CD «Дидактический и раздаточный материал. Биология 5-6 классы». – Волгоград, Учитель, 2014.
• «Лабораторный практикум. Биология 5-11 класс» (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2014.
• Лаборатории:
- I.Классификация и систематика;
- II.Клетка;
- III.Экосистемы.
• ЭОР Единой коллекции. Природоведение 5 класс
• Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2010.
• 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
• Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
• Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
интернет источники:
• *www. boges. ru/eco/
• 14http://rudocs.exdat.com/docs/index-24027.html
• 15. http://pochemu4ka.ru/
• 16.http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/04_07_00_04.htm
• 17.http://www.researcher.ru/editors/
• 18. www.subscribe.dnttm.ru
Кадровое обеспечение: занятия по Программе ведёт учитель биологии или экологии, обладающий достаточным опытом работы с детьми в области эколого-биологических исследований.
Предполагается использовать следующие технологии обучения:
Учебный план

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля

Всего Теория Практика
1. Введение 2 1 тестирование
2. Формы и методы организации исследовательской деятельности 5 1 4 устный отчет о работе по теме исследования
3. Оформление исследовательских работ 3
1 2 презентация выбранной темы исследования
4. Исследования в области экологии 15 3 12 исследовательская работа
5. Полевая экология 9 2 7 исследовательская, работа
6. Творческий отчет кружка 1 1 конференция
Итого 35 8 27

Содержание изучаемого курса
Содержание изучаемого курса
1.Введение.
Введение в предмет. Личностные качества учащегося- исследователя. Диагностика детей, выявление склонности к исследовательской деятельности. Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка, индивидуальный выбор темы для дальнейшего исследования или проекта. Интернет; правила работы с ним.
Экскурсия в библиотеку.
Практическая работа:Особенности чтения научно- популярной литературы. Приемы конспектирования. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.
Контроль: тестирование
2. Формы и методы организации исследовательской деятельности.
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Методика сбора материала для исследовательской работы. Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями, диаграммами, картосхемами, таблицами. Работа в Интернет; поиск в Интернете. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Практические работы:
1.Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования.
2.Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.
3.Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Контроль: устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения.

3.Оформление исследовательских работ.
Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объемы исследовательской работы. Эстетичное оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление «Заключения».
Контроль: готовый план исследования по выбранной теме.
Практические работы:
1. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам окружающей среды.
2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы.

4. Исследования в области экологии.
Предмет и задачи экологии. Экология – синтез естественных наук. Краткая характеристика экологической ситуации в России, Ставропольском крае, Георгиевском районе. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование. Нормативно-правовые документы, действующие на территории России в области экологии. «Красная книга» Ставропольского края. Охрана редких растений, животных и мест их обитания. Биосфера. Границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера. Главные источники загрязнения атмосферы. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению. Экология и экономика: враги или друзья? Транспорт: средство передвижения или роскошь выживания? Энергетика: необходимость и достаточность. От природных ресурсов - к конструкционным материалам: потери и приобретения. Сельское хозяйство: между природой и химией. исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Практические работы:
1. Сбор материала по охране природы своего края.
2. Подготовка сообщений о растениях и животных «Красной книги».
3.Сбор материала по охране природы своего края.
4. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.
5.Мониторинг состояния экологического бассейна села Новозаведенного.
6.Изучение чистоты атмосферы методом лихеноиндикации.
7.Обработка результатов исследований.
8. Составление карты – схемы несанкционированных свалок села.
9. Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории.
Контроль: Защита исследовательских проектов по теме «Загрязнение атмосферы».

5.Полевая экология.
Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система. Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований. Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения. Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Загрязнение водоемов. Биоиндикация и биотестирование водоёмов. Организация мониторинговых наблюдений на водоемах. Обработка результатов наблюдений. Особенности типы почвы своей местности. Изучение загрязнения почвы. Биоиндикация почвы. Лес – природное богатство страны. Леса Георгиевского района геоботанические и лесопатологические исследования леса. Лесовосстановление в Георгиевском районе.
Практические работы:
1.Закладка пробных площадок при лесопатологических обследованиях.
2.Составление плана-схемы местных водных объектов.
3.Изучение физических и химических свойств воды.
4.Биоиндикация водоемов с помощью озерной лягушки.
5.Биоиндикация водоемов с помощью озерной лягушки.
6.Обработка результатов исследований.
Формы контроля: тестирование, листовки по охране рек, лесов, первоцветов.
6. Творческий отчет кружка.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Методы обучения:
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Формы организации образовательного процесса:
 коллективная (фронтальная);
 групповая (более 2-х человек).
Формы организации учебного занятия:
 лекционные и лабораторно-практические занятия;
 изучение и описание природных объектов родного края;
 экскурсии в природу;
 семинары, диспуты, викторины, игры;
 защита экологических проектов;
 выпуск экологической газеты;
 участие в научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах);
 научно-исследовательская работа;
 экологический мониторинг.
Педагогические технологии:
 Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
 Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
 Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
 Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
 Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Алгоритм учебного занятия
Блоки Этапы Этап учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Результат
Подготовительный 1 Организационный Подготовка детей к работе на занятии Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания Восприятие
2 Проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия Самооценка, оценочная деятельность педагога
Основной 3 Подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) Осмысление возможного начала работы
4 Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей Освоение новых знаний
5 Первичная проверка понимания изученного Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием Осознанное усвоение нового учебного материала
6 Закрепление новых знаний, способов действий и их применение Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми Осознанное усвоение нового материала
7 Обобщение и систематизация знаний Формирование целостного представления знаний по теме Использование бесед и практических заданий Осмысление выполненной работы
8 Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов
Итоговый 9 Итоговый Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы Педагог совместно с детьми подводит итог занятия Самоутверждение детей в успешности
10 Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях
11 Информационный Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий Определение перспектив деятельности

Дидактические материалы – методики проведения исследований авторы: Алексеев, Ашихмина, Федорова, Никольская, Денисова.
Методы экологических исследований: практикум / Иванов Е.С., Авдеева Н.В., Кременецкая Т.В., Золотов Г.В.; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. — Рязань, 2011. — 404 с.
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил.
Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. Пособие, Владос, 2001
Экология окружающей среды: Сборник методических материалов педагогов. / Под общей редакцией Т.П. Ихер. – Тула, ГОУ ДО ТО «Областной эколого-биологический центр учащихся», 2015. – 296 с.

Список литературы
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. 2001.
2.Неделя экологии в школе/ авт.сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград Учитель,2007.-66с.
3.Экологический практикум: проекты. Поиски, находки.- М.: Педагогическое общество России. 2001, - 96 с.
4.В союзе с природой : Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.Учебно-методическое пособие.-М.:ЦГЛ, Ставрополь:Сервисшкола, 2003.-288с.
5.Международные экологические акции в школе. 7-9 классы./ авт-сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель, 2006.-123с.
6.Экология в школе: мониторинг природной среды: методическое пособие.-М: ТЦ.Сфера, 2005.-64 с.
7.Концепция непрерывного экологического образования и воспитания в городе Елабуга и Елабужском районе . Казань,2003.-288с.
8.Организация и проведение экологического мониторинга в республике татарстан. Учебно-методическое пособие. –Казань,ЕГПУ, 2004.-368 с.
9.Методические рекоментации по проведению экологической операции «Белая береза». Наб.Челны, Детский эколого- биологический центр, 2005, 22с.
10.Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя .- М.: Мнемозина, 2010-190.
Электронные ресурсы
1.http//www.ecosystema.ru
2. http//www.priroda.ru
3. http//www.science.ru
4. http//www.uchportal.ru
5. http//bio. 1september.ru
Бабенко В. Г. Биология: материалы к урокам-экскурсиям, М.: НЦ ЭНАС, 2002
Корнелио М. П. школьный атлас определитель бабочек, М: Просвещение 2009
Плавильщиков Н. И. Краткий определитель наиболее распространённых насекомых европейской части России
Свиридов П. В. экология: учебно-практическое пособие, Волгоград: Перемена, 1998
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Центр образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
2. Педсовет: http://pedsovet.org/
3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: http://www1.ege.edu.ru/
4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru/
5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
7. Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
8. Учеба.RU: http://www.ucheba.ru/ege/
9. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://km-school.ru/company/companies.asp
10. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/
11. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp
12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/

Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа «Начни исследовать»
(стартовый уровень)
год обучения: 1
группа: 1
№ п/п месяц Дата Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1. Введение 2 ч
1
сентябрь Вводная лекция Экскурсия в
библиотеку
«Работа с
картотекой по
отбору
литературы по
теме
исследовательской
работы» 2 1.Вводное занятие. Формы и методы организации
исследовательской деятельности. Вводный инструктаж.
Кабинет биологии
Сельская библиотека Отчёт, тесты
2 2 2.Практическая работа. Особенности чтения научно-
популярной литературы. Приемы конспектирования.
Источники получения информации. Отбор и анализ
литературы. Кабинет биологии

2.Формы и методы организации исследовательской деятельности 5 ч
3 Лекция 2 1.Основы научного исследования. Выбор темы
исследовательской работы. Обоснование выбранной
темы. Кабинет биологии Тесты
4 Практическая работа 2 2.Отбор и анализ научно-
популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования Кабинет биологии Практическая работа

5 лекция 2 3.Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Наглядный материал в исследовательской работе.
Эстетическое оформление работы Кабинет биологии Тесты
6 Практическая работа 2 4.Оформление исследовательской работы в соответствии с требованиями Кабинет биологии Практическая работа
7 Практическая работа 2 5.Виды исследований. Навыки исследовательской
деятельности в природе. Методы обработки результатов наблюдений и исследований Кабинет биологии Практическая работа
3.Оформление исследовательских работ 3ч
8 Лекция 2 1.Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Кабинет биологии Тесты
9 Практическая работа 2 2.Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам окружающей среды. Кабинет биологии Сообщения
10 Практическая работа 2 3.Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы.
Кабинет биологии Районная конференция «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья»
4.Исследования в области экологии 15ч
11 Лекция 2 1.Предмет и задачи экологии. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Кабинет биологии Тесты

12 Лекция 2 2.Основные документы по охране природы. Природоохранная деятельность Кабинет биологии Сообщения
13 Лекция
2 3.«Красная книга» Ставропольского края. Охрана редких растений, животных и мест их обитания. Кабинет биологии
Тесты

14 Практическая работа 2 4. Практическая работа. Сбор материала по охране природы своего края.
Школьная библиотека Практическая работа
15 Практическая работа 2 5. Практическая работа Подготовка сообщений о растениях и животных «Красной книги».
Кабинет биологии сообщения
16 Практическая работа 2 6.Практическая работа Сбор материала по охране природы своего края. Кабинет биологии Практическая работа
17 Практическая работа 2 7.Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта Ул. Школьная Практическая работа
18 Практическая работа 2 8.Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта Ул. Северная Отчёт
19 Практическая работа 2 9.Мониторинг состояния экологического бассейна села Новозаведенного Ул. Комсомольская Отчет
20 Практическая работа 2 10. Изучение чистоты атмосферы методом лихеноиндикации Пришкольный участок Отчет
21 Практическая работа 2 11.Обработка результатов исследований Кабинет биологии Практическая работа
22 Практическая работа 2 12.Составление карты – схемы несанкционированных свалок села ул. Пионерская Практическая работа

23 Практическая работа 2 13. Составление карты – схемы несанкционированных свалок села ул. Набережная Практическая работа
24 Практическая работа 2 14.Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории Пришкольная территория Практическая работа
25 Практическая работа 2 15.Обработка результатов исследований Кабинет биологии Практическая работа
5. Полевая экология 9 ч
26 Лекция 2 1.Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система. Методы гидробиологических исследований. Загрязнение водоемов. Биоиндикация и биотестирование водоёмов. Организация мониторинговых наблюдений на водоемах. Кабинет биологии Тесты
27 Лекция

2 2.Особенности типы почвы своей местности. Изучение загрязнения почвы. Биоиндикация почвы. Кабинет биологии Тесты
28 Лекция

Практическая работа 2 3.Леса Георгиевского района. геоботанические и лесопатологические исследования леса

4.Закладка пробных площадок при лесопатологических обследованиях Кабинет биологии

Пришкольная территория Тесты

Практическая работа
29 Практическая работа 2 5.Составление плана-схемы местных водных объектов
Кабинет биологии Сообщения
30 Практическая работа 2 6.Изучение физических и химических свойств воды Школьная лаборатория Тесты
31 Практическая работа
2 7.Биоиндикация водоемов с помощью озерной лягушки Водоем Практическая работа

32 Практическая работа
2 8.Биоиндикация водоемов с помощью озерной лягушки Водоем Практическая работа
33 Практическая работа 2 9. Обработка результатов исследований Кабинет биологии Практическая работа
6.Творческий отчет кружка 4ч
34-35 Защита проектов 2
2 Научно-практическая конференция Кабинет биологии Презентация исследовательских работ
Категория: Мои статьи | Добавил: pisarenko23 (16.01.2022)
Просмотров: 78 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz