Воскресенье, 19.05.2024, 17:49
Педагогически клуб "Плеяда" Георгиевский район
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья

Писаренко Надежда Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенное

В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклонения в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании. Эти отклонения весьма разнообразны и могут относиться к моторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферам, а также к отдельным сторонам психической деятельности — восприятию, памяти, вниманию, речи, мышлению и др. Многие ученики обладают низкой работоспособностью, недостаточной саморегуляцией, у них могут наблюдаться существенные дефекты речи, обедненный словарный запас, снижение интеллектуальной активности, слабое развитие абстрактного и логического мышления, и, как следствие всего этого, у подобных детей практически не формируется учебная мотивация. Исследования показали, что дети с задержкой психического развития, обучающиеся в обычных школах, не усваивают знаний, предусмотренных программой. Все это ставит перед школой проблему коррекции детей с задержкой в психическом развитии через выравнивание в общеобразовательной школе.
Сегодня эта проблема решается через создание специальных классов коррекции. В таких классах необходим совершенно иной подход, как к самим детям, так и к методике их обуче¬ния. Каждый урок должен давать не только зна¬ния, но и развивать школьников. При необходимом индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут восполнить пробелы в своих знаниях и оказаться способными догнать сверстников.
В результате анализа известных форм и методов проведения уроков был сделан вывод о том, что многие стандартные типы уроков для обучения детей в классах коррекции подходят не в полной мере. В связи с этим был разработан и апробирован особый вид опорного конспекта, который стал основой для проведения уроков в восьмых классах. Он позволяет постепенно добиваться связи между процессами развивающего обучения и коррекционной работой. Данная методика используется в классах коррекции нашей школы в течение двух лет. За это время были получены положительные результаты, которые свидетельствуют о правильности выбранного направления обучения.
Многие из учеников восьмых классов коррекции, как правило, уже владеют элементар¬ной системой научных знаний, символикой обозначения некоторых понятий и категорий. Это позволяет ввести в учебный процесс поурочный опорный конспект. Он дает возможность каждый отрезок урока превратить в относительно завершенный этап, на котором можно более четко отслеживать и контролировать процесс первичного понимания, осмысления и закрепления изложенного материала, а при необходимости вернуться к определенному отрезку урока вновь. Это особенно важно для учащихся таких классов.
Опорный конспект представляет собой схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии и даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме (рис.1). Обучение школьников работе с подобным конспектом осуществляется индивидуально и в несколько приемов. С целью дифференциации все ученики класса коррекции по уровню умственного и эмоционально-психического развития условно делятся на три группы.
К первой группе можно отнести учащихся с самыми низкими показателями (речь обеднена и слабо развита, отсутствует фиксированное внимание, очень слабая память, не развито абстрактное и логическое мышление, стойкое отсутствие интереса к учебе).
Во вторую группу объединяются ученики, отличающиеся развитием каких-либо отдельных функций (память, усидчивость, сосредоточенность, желание и стремление освоить матери¬ал и т.д.).
В третью группу — учащиеся, у которых эти показатели еще больше и ярче выражены, а некоторые и хорошо развиты.
Опорный конспект позволяет работать как с каждой группой индивидуально, так и одновременно со всеми, соблюдая при этом дози¬рованный уровень требований для решения коррекционных задач.
На первом этапе происходит обучение оформлению опорного конспекта. Учащиеся постепенно знакомятся с символикой, обозначениями, с приемами логического схематирования и т.п., осваивают относительно новый для них метод изложения полученной информации в виде конспекта.
Второй этап обучения частично связан с самостоятельной работой учеников; они должны осваивать изложение небольших порций изучаемого материала в виде опорного конспекта. С такой задачей справляются, как правило, учащиеся второй, третьей групп и постепенно первой.
На третьем этапе учащиеся уже вполне самостоятельно изучают материал, у них формируются навыки вычленения из полученной информации главного, а также письменного оформления материала в виде конспекта. На этом этапе могут работать учащиеся третьей группы и частично второй.
Во время подготовки учителя к уроку в классе коррекции необходимо обязательное включение в поурочный план не только цели урока, но и коррекционных задач с определенными методами и способами их решения. К коррекционным задачам можно отнести следующие:
1. Развитие познавательного интереса через отбор материала, доступного для понимания данной категорией детей и используемого ими в жизни. Активность школьников можно поддерживать с помощью таких приемов, как соревнование, игры, отгадывание кроссвордов, шарад и т.д.
2. Развитие внимания, сосредоточенности, памяти, воображения. Самостоятельное изучение объекта, органа (это дает больший эффект, чем рассказ и многократное повторение материала учителем). Использование наглядных пособий для развития зрительной памяти, интереса к познанию нового. Прочность сохранения информации в памяти достигается с помощью системы повторения, которое осуществляется дозированно с возвратом через определенное время.
3. Активизация и обогащение словарного запаса. Составление самими учащимися вопросов с Новыми словами, обсуждение и рецензирование ответов на них.
На примере объяснения нового материала по теме урока «Опорно-двигательная система. Строение и функции» мы раскроем методику использования опорного конспекта и дифференцированного обучения в классе коррекции. Изложение нового материала условно разбивается на 3 — 4 дозированных этапа с обязательной постановкой коррекционных задач и путей их решения.
I этап изучения нового материала
Задача: знакомство со строением и функциями опорно-двигательной системы.
Коррекционные задачи: совершенствование памяти и внимания при помощи опорного конспектирования; развитие логического мышления через умение применять знания в знакомой и измененной ситуациях; увеличение словарного запаса и коррекция разговорной речи при помощи взаимоконтро¬ля и взаимообучения в ходе проверки первичного понимания и первичного закрепления материала.
Урок начинается с изложения учителем нового материала. Он рассказывает о том, что изучение систем внутренних органов человека начинается с опорно-двигательной. Эта систе¬му — труженица. Еще И.М. Сеченов говорил о том, что смеется ли ребенок при виде игрушки, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактором проявления мозговой деятельности является движение.
Опорно-двигательная система состоит при¬близительно из 220 костей. Это пассивная часть, так как самостоятельно кости двигаться не могут. Соединение костей друг с другом осуществляется при помощи сухожилий и мышц (скелетных). Мышц насчитывается около 600. Это активная часть системы. Прикрепляясь к костям скелета, они образуют рычаги. Под вли¬янием нейрогуморальной системы мышцы сокращаются и приводят в движение скелет.
Какие же функции выполняет опорно-двигательная система? Подсказка находится в ее названии.
1. Опора — эту функцию выполняют и скелет и мышцы. Скелет образует структурную основу тела, а натянутые между костями мышцы дают опору органам, находящимся внутри полости тела.
2. Движение — из отдельных костей скелета и прикрепленных к ним мышц образуются ры¬чаги, которые приводятся в движение при помощи нейрогуморальной системы.
3. Защита — во внутренних полостях скелета располагаются жизненно важные органы.
Первичная проверка понимания изложенного материала проводится через оформление первого блока опорного конспекта, который заполняется с помощью учителя в виде ответов на вопросы (подбираются для каждой уровневой группы).
Вопросы к 1 группе учащихся: сколько костей насчитывает скелет человека? Из скольких мышц состоит опорно-двигательная система?
Вопросы ко 2 группе учащихся: что еще входит в состав опорно-двигательной системы? Перечислите ее функции.
Вопросы к 3 группе учащихся: что является активной, а что пассивной частью опорно-двигательной системы? Под влиянием чего приводится в движение активная часть опорно-двигательной системы. С помощью учителя разбираются и записываются основные моменты изложенного материала в виде первого блока опорного конспекта (см. опорный конспект рис. 1).
На этом же этапе идет коррекция неверных представлений. Она осуществляется учителем, а также через взаимообучение и взаимоконтроль учащихся.
Далее идет закрепление знаний через их применение в измененной ситуации. Первый блок опорного конспекта остается перед глазами учащихся на доске.

Опорно-двигательная система Строение и функции

Опора Движение Защита
Скелет 220костей Мышцы-600 Связочный аппарат
пассивная часть активная часть
Внутреннее строение кости




1. Губчатая ткань
2.Красный костный мозг
Плотная костная ткань 3.Плотная ткань
4. Желтый костный мозг

1. Кровеносные сосуды
2. Костные клетки
3. Костные каналы
4. Костные пластины
5. Межклеточное вещество
Химический состав костей
Органическое вещество Неорганическое вещество
Оссеин (эластичность) Соли кальция (прочность)
Вывод: кости человека прочны, легки и упруги из-за сочетания твердости неорганических соединений с упругостью органических веществ.

Рис.1 Опорный конспект

Вопросы к первичному закреплению подбираются дифференцированно к каждой группе учеников с обязательным включением в них тех или иных коррекцион¬ных задач.
Вопрос к учащимся 2 — 3 группы: во многих западных фильмах ужасов человеческий ске¬лет встает из гроба и идет по ночному кладби¬щу. Реально ли это?
Вопрос к учащимся 1 — 2 группы: сейчас зима, гололед. Вы не удержались на ногах и упали. Остались ли в целости ваши внутренние органы. Почему?
Вопрос к учащимся 1 группы: поднимите учебник и опять положите его на парту. Какую функцию выполнила опорно-двигательная система?
II этап изучения нового материала
Задачи: через создание проблемной ситуации изучить особенности строения плотной костной ткани и ответить на вопрос: почему кости человека очень прочные?
Коррекционные задачи: развитие абстрактного мышления, внимания, памяти, пополнение словарного запаса в ходе изучения строения плотной костной ткани при помощи микропрепаратов; развитие памяти и логического мышления в ходе составления опорного конспекта.
Следующий этап изучения нового материала начинается только тогда, когда показатель реальных знаний устраивает не только учителя, но и самих учащихся. Последующее изложение нового материала увязывается с предыдущим через проблемную ситуацию и должно осуществляться при помощи другого метода, например, наглядности (использование муляжей, макетов, плакатов и т.д.). При этом проводятся дифференцированные беседы с каждой группой учащихся с решением тех или иных коррекционных задач.
Создание проблемной ситуации: средний вес человека варьирует в пределах 70 — 90 кг. Чистый вес скелета человека составляет 7 — 8 кг. Чем же в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости? Для ответа на этот вопрос необходимо познакомиться со строением костей. Учащиеся рассматривают микропрепарат и слушают разъяснения учителя.
1.Под микроскопом видны овальные белые пустоты. Это костные каналы, пронизывающие всю костную ткань. В них находятся кровеносные сосуды, и нервы. На основе этих фактов можно предположить, что кость является живым органом.
2. Круги различного диаметра, отходящие от костного канала в разные стороны, образованы круговыми костными пластинами. Они, как и русские матрешки, вставлены одна в другую и тем самым придают костной ткани необыкновенную прочность.
3. Костные клетки похожи на овальных жучков с лапками. Они образуют при помощи своих тел и отростков костные пластины.
4. Костные пластины погружены в вещество, окрашенное на микропрепарате более светлым тоном. Это очень прочное межклеточное вещество, не уступающее по твердости камню.
Формулируется вывод: человеческая кость очень прочная за счет костных пластин, вставленных одна в другую, и очень прочного межклеточного вещества, в которое они погружены. Такая разновидность костной ткани называется плотной.
Первичное закрепление знаний происходит на основе оформления второго блока опорного конспекта, которое осуществляется самими учащимися. Учитель только помогает в выборе варианта упрощенного рисунка, а ученики сами записывают основные части строения какой-либо костной ткани, ее функции (см. ч. II O.K.).
Информационно-интеллектуальное развитие учащихся на этапе изучения нового материала осуществляется в процессе беседы о личности силового жонглера В.И. Дикуля.
В конце каждого этапа учащиеся возвращаются к опорному конспекту. Они задают друг другу вопросы по изученному материалу, используя новые термины и выражения.
III этап изучения нового материала
Задачи: изучить строение губчатой костной ткани и выяснить: почему человеческие кости очень легкие?
Коррекционные задачи: развитие внимания, памяти, логического мышления с помощью средств наглядности при изучении строения губчатой костной ткани на распиле костей; увеличение словарного запаса; развитие зрительной памяти, речи и абстрактного мышления в ходе самостоятельного оформления опорного конспекта.
На третьем этапе особенно важен подбор методов изложения нового материала, так как у учеников класса коррекции к этому времени внимание ослабевает и рассеивается, наблю¬дается ослабление памяти. Поэтому здесь целесообразно использовать игровые ситуации (кроссворды, загадки, соревнования и т.д.).
Учитель демонстрирует классу распил трубчатой кости и обращает внимание ребят на ее строение и расположение губчатой ткани.
С целью первичного закрепления знаний учащиеся самостоятельно читают соответствую¬щий материал учебника и пересказывают про¬читанное друг другу.
Затем проводится игра «Кто быстрее?». Учитель схематично изображает на доске распил трубчатой кости и предлагает учащимся за опре¬деленный отрезок времени перерисовать и подписать составные ее элементы. Этот этап завершается самостоятельной записью учащимися третьего блока опорного конспекта. Как правило, он бывает очень простым и содержит рисунок или фамилию ученого, дату события и т.д. Учащи¬еся, несмотря на усталость к концу урока, легко справляются с этой задачей.
С целью информационно-интеллектуального развития учащихся рассматривается принцип строения губчатой костной ткани в архитектуре (Эйфелева башня в Париже и первая телебашня на Шаболовке).
IV этап изучения нового материала
Если новый материал объемен, то требуется четвертый этап. Необходимо так подбирать его дозирование и элементы усложнения, чтобы ученики смогли поработать над ним самостоятельно. Затем учащиеся либо проговаривают прочитанный материал друг другу, либо учителем проводится тестирование для каждой группы, на котором осуществляется взаимоконтроль и взаимообучение.
Задача: выяснить, почему человеческие кости не только прочны и легки, но и упруги, т.е. эластичны.
Коррекционные задачи: развитие внимания и интереса к учебе путем демонстрации опытов с костями, обладающими различными физическими свойствами. С целью выяснения причин упругости и эластичности костной ткани учитель обращается к классу с вопросом: от чего зависят физические свойства костей? (Ответ: от наличия в них различных химических веществ.) Предлагает вспомнить, используя знания курсов географии, биологии, физики, химии, из каких элементов состоит живая природа. (Ответ: из органических и неорганических веществ.) Это свидетельствует о единстве живой и неживой природы. Наши кости также состоят из этих элементов: органических (белки, жиры, углеводы) и минеральных веществ. Первые, составляющие 1/3 веса кости, придают ей эластичность и упругость, а вторые (2/3 веса) — твердость.
Классу демонстрируется опыт с декальцинированной костью, в которой под воздействием кислоты минеральные вещества растворились, а остались лишь органические вещества, преимущественно остеин, которому кость и обязана своей эластичностью. Далее демонстрируется опыт со сжиганием кости, в результате чего сгорают органические вещества и сохраняются минеральные (кальций), придающие костям прочность и хрупкость.
Содержание в костях остеина и солей кальция с возрастом меняется. Чем организм моложе, тем больше в его костях остеина и они соответственно более гибкие. С возрастом увеличивается количество минеральных веществ, и они становятся хрупкими. Поэтому ко¬личество переломов у пожилых людей значительно выше, чем у молодых.
Первичное закрепление материала производится при помощи самостоятельного оформления соответствующей части O.K. и взаимокоррекции с использованием дифференцированных вопросов к каждой группе учащихся.
Вопрос 1 группе учащихся: каков химиче¬ский состав кости?
Вопрос 2 группе: какое вещество придает костям эластичность, а какое твердость?
Вопросы к 3 группе: как называется органическое вещество, придающее костям эластичность? Как называется минеральное вещество, придающее костям прочность?

V этап урока
На этом заключительном этапе формулируется вывод по опорному конспекту (см. ч. V O.K.), проводятся обобщение, систематизация и коррекция полученных знаний. По завершении этого этапа опорный конспект полностью оформлен и позволяет учащимся собрать воедино всю информацию, полученную на уроке, воспринять изученный материал как целостную систему, что особенно важно для учащихся данного класса.
Затем проводится вторичное закрепление по всему изученному материалу с помощью опорного конспекта.
Коррекционные задачи: развитие памяти, речи, словарного запаса.
Задание: найти в опорном конспекте новые слова и выражения, повторить их вслух; придумать с новыми словами на основе изученного материала вопросы, ответить на них.
В заключение урока подводятся итоги, выставляются оценки, дается анализ работы ребят, формулируется домашнее задание.
Такова усредненная структура объяснения нового материала с помощью опорного конспекта. Учащиеся воспринимают урок как стройную, логически завершенную систему. Лаконичность и доступность конспекта позволяет повторять пройденный материал, не прибегая к помощи учебника, что экономит учебное время.
Подготовка к таким урокам в классах коррекции требует значительно большего времени, сил и эмоциональных затрат. Однако опыт работы свидетельствует о том, что подобная методика преподавания дает ощутимые результаты в развитии учеников.
Категория: Мои статьи | Добавил: pisarenko23 (20.11.2021)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz