Воскресенье, 19.05.2024, 16:58
Педагогически клуб "Плеяда" Георгиевский район
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль эколого-образовательной среды кабинета биологии в организации внеурочной деятельности учащихся
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения [1].
Одним из важных условий преподавания биологии и организации внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в школе является наличие специализированного кабинета биологии. Для максимального использования возможностей кабинета биологии нами формируется эколого-образовательная среда, отдельные компоненты которой составляют целостную систему активизации познавательного интереса учащихся в области биологии.
Цель проекта: создание целостной эколого-образовательной среды кабинета биологии.
Этапы реализации проекта:
1. Анализ литературных данных, условий реализации проекта
2. Разработка проекта создания эколого-образовательной среды
3. Оценка ресурсов, поиск дополнительных средств финансирования
4. Воплощение проекта
5. Оценка результативности
6. Корректировка исходного проекта, внесение дополнений
Табл. №1
Формы использование эколого-образовательной среды кабинета биологии во внеурочной деятельности на разных ступенях обучения

Младшее звено Среднее звено Старшее звено
1. Проведение экскурсий
2. Проведение уроков предмета «Окружающий мир»
3. Проведение занятий для детей группы продленного дня
4. Внеурочная деятельность учащихся 1 класса (ФГОС) 1. Занятия НЭОУ «Исследователи природы»
2. Проведение экскурсий
3. Проведение наблюдений, исследований живых объектов кабинета биологии с целью написания ученической исследовательской работы.
4. Внеклассные мероприятия 1. Проведение наблюдений, исследований живых объектов кабинета биологии с целью написания ученической исследовательской работы.
2. Проведение экскурсий
3. Внеклассные мероприятия
4. Занятия НЭОУ «Исследователи природы»


Основные направления реализации проекта:
1. Создание медиатеки кабинета биологии
2. Формирование и развитие коллекции живых организмов в кабинете биологии (коллекция растений, «живой уголок»)
3. Совершенствование методов и приемов использования коллекций живых объектов на уроках
4. Разработка и реализация системы внеурочной работы на базе кабинета биологии по ступеням обучения
Оценка результативности реализации программы.
Показателями результативности программы могут служить: количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ выполненных на базе кабинета биологии, динамика участия школьников в предметных олимпиадах и конкурсах, подготовка к которым осуществляется на базе кабинета биологии, количество внеурочных занятий, проведенных с использованием элементов эколого-образовательной среды кабинета биологии, результаты анкетирования детей.

Проект создания эколого-образовательной среды кабинета биологии
Понятие «эколого-образовательная среда»
В науке существуют хотя и схожие, но отличающиеся по некоторым характеристикам определения образовательной среды. Приведем различные подходы к содержанию данного понятия.
Под образовательной средой В. А. Ясвин понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [4].
С точки зрения О. А. Ильченко, под образовательной средой следует понимать «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса» [2].
По мнению Е. И. Ракитиной, образовательная среда – это «часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида».
В качестве структурных единиц образовательной среды Г. А. Ковалевым [3] выделяются:
1) физическое окружение
2) человеческие факторы
3) программа обучения
К «физическому окружению» им отнесены: архитектура здания, дизайн, размер и пространственная структура аудиторных помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них учащихся и т.д.
К «человеческим факторам» отнесены: степень скученности учащихся и ее влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной образовательной организации, распределение статусов и ролей и проч.
Наконец к «программе обучения» отнесены такие факторы, как структура деятельности учащихся, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость) и т.п.
В контексте данных методических рекомендаций рассматривается физическое окружение, т.е. материально-техническая база кабинета и программа обучения, которая подразумевает использование различных методических приемов, элементов экологизации в учебно-воспитательный процесс биологии и методику организации внеурочной работы экологической направленности на базе кабинета биологии.
Таким образом, под «эколого-образовательной средой» мы понимаем специально организованное, педагогически целесообразное окружение, направленное на формирование у учащихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Основные направления деятельности по созданию эколого-образовательной среды кабинета биологии
В данных методических рекомендациях мы рассматриваем только 2 компонента образовательной среды (по классификации Г.А.Ковалева): «физическое окружение» и «программу обучения».
«Физическое окружение» п.с. материально-техническую базу кабинета биологии, которая включает в себя дизайн кабинета (оформление, мебель, компоновка элементов оформления интерьера и проч.) и весь арсенал средств обучения. Условно их можно разделить на группы: классические средства обучения (лабораторное и оптическое оборудование, муляжи, таблицы, коллекции натуральных объектов, гербарии, влажные препараты, микропрепараты и проч.), современные мультимедийные средства обучения (проектор, персональный компьютер).
Развитие материально-технической базы кабинета осуществлялось по 2 направлениям:
1. Создание коллекции растений и животных («живой уголок»)
2. Создание медиатеки образовательных программ, видеофильмов
Важнейшим элементом «физического окружения» кабинета биологии являются живые организмы – растения и животные. Их размещение в кабинете биологии должно соответствовать следующим требованиям:
• Формировать вместе с элементами отделки кабинета единый гармоничный интерьер
• Отвечать санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности
• Быть оправданным с точки зрения учебно-воспитательного процесса
Коллекция растений, использованных для фитодизайна кабинета, насчитывает 54 вида, принадлежащих к 20 различным семействам (Коммелиновые, Кактусовые, Крапивные, Асфоделовые, Толстянковые, Ластовневые, Драценовые, Бегониевые, Аралиевые, Ароидные, Кисличные, Марантовые, Папоротники, Виноградовые, Губоцветные, Перцевые, Амариллисовые, Геснеривые, Молочайные, Пандановые). Также коллекция включает 15 видов высших водных растений, и 4 – 5 видов водорослей, содержащихся в аквариумах вместе с рыбами и земноводными. Коллекция растений позволяет демонстрировать различные жизненные формы, адаптации растений к условиям среды обитания, обеспечивают возможность проведения практических работ предусмотренных программой, обеспечивают базу для исследовательской работы учащихся. Растения подобраны с учетом условий освещенности кабинета, большинство из них являются неприхотливыми видами.
Каждое растение снабжено этикеткой с указанием видовой принадлежности, систематического положения, места происхождения и требований по уходу (см. Приложение №1).
Создание «живого уголка» начато в школе осенью 2011 года. В 2011 – 2012 учебном году «население» уголка насчитывало 17 особей 12 видов животных: моллюски (ахатины, ампулярии, физы, катушки, мелании), аквариумные рыбы (золотая рыбка - телескоп, гуппи, меченосцы, сомики, гурами и проч.), джунгарские и сирийские хомяки, крысы. В настоящее время количество видов животных увеличилось до 20. (см. Приложение №2). Создание живого уголка осуществлялось за счет спонсорской помощи родителей, личных средств заведующего кабинетом (часть оборудования и животных), добровольных пожертвований отдельных граждан (Распопова Т.А. подарила живому уголку 2 джунгарских хомяков, Чупринин Е.И. - взрослую улитку ахатину).
Организация «живого уголка» в кабинете биологии осуществлялась по следующим этапам:
1. Анализ литературы, подбор животных в соответствии со спецификой условий содержания в живом уголке. Требования к животным: неприхотливость, простые условия содержания, отсутствие шума от животных, т.к. они размещаются в учебном помещении, минимальные финансовые затраты на приобретение и содержание животных.
2. Оценка собственных ресурсов для создания живого уголка, привлечение спонсоров. На этом этапе было решено, что часть оборудования будет изготовлена родителем – Пуртовым И.В. и учащимися, часть – приобретена на средства родителей. Учитывая весьма ограниченные финансовые возможности сельской школы, при воплощении нашего проекта был сделан акцент на максимальное использование имеющихся ресурсов. Например, клетка для хомяков сделана из подходящей по размеру мини-теплицы для выращивания рассады.
3. Приобретение наименее прихотливых животных («пилотный этап»). Была приобретена часть беспозвоночных (аквариум с рыбками гуппи). На данном этапе оценивалось значение животных для УВП биологии, отношение к ним со стороны учащихся (наличие интереса, соблюдение правил поведения в отношении животных), временные и финансовые затраты на содержание животных.
4. Окончательное оформление живого уголка (приобретение млекопитающих - джунгарские хомяки, расширение видового разнообразия аквариумных рыб). Расширение материально-технической базы содержания животных. Эстетическое оформление экспозиции (создание этикеток, оформление мест расположения вольеров и аквариумов). Все клетки и аквариумы размещены так, чтобы не нарушать сложившийся интерьер кабинета, а лишь дополняют его. Размещение на уже имеющихся полках экономит площадь кабинета. При расстановке аквариумов и клеток учитывалось удобство осмотра экспозиции детьми, а так же удобство обслуживания животных. Сочетание с комнатными растениями обеспечивает большую эстетичность экспозиции животных, придает целостный, законченный вид интерьеру кабинета. (см. Приложение №3).
5. Формирование программы работы в живом уголке. Разработка и реализация системы воспитательных и образовательных мероприятий с использованием потенциала живого уголка для учащихся разных ступеней обучения.
В Библиотечной энциклопедии "медиатека" определяется как современное название тех публичных библиотек, фонды которых содержат самые разнообразные виды документов: от печатного – до электронного и мультимедийных, имеют оборудование, необходимое для хранения и воспроизведения последних, а также обеспечивают доступ к названым документам через информационные сети, включая Интернет. Можно с полной уверенностью сказать что кабинет биологии обладает сформированной медиатекой, которая постоянно пополняется и обновляется.
Образовательная среда современного учебного кабинета невозможна без использования современных средств обучения, основой которых является использование персонального компьютера. Кабинет биологии в нашей школе оборудован персональным компьютером, мультимедийным проектором, подключением к сети Интернет. Компьютер стоит на отдельном рабочем столе, что позволяет использовать его учащимся во внеурочное время.
В настоящее время медиатека кабинета биологии насчитывает 27 наименований программного обеспечения по биологии, экологии и географии (см. Приложение №4), около 200 наименований методической, справочной, научно-популярной литературы и периодических изданий, а также включает коллекцию полнометражных документальных видеофильмов из 45 наименований, коллекцию учебных видеофрагментов, флеш-анимаций из примерно 200 наименований. Также к материалам медиатеки можно отнести авторские презентации, созданные для сопровождения уроков биологии и географии. Материалы медиатеки используется педагогом при подготовке к урокам, в качестве мультимедийного сопровождения на уроках биологии и географии, при самостоятельной работе учащихся (подготовка к урокам, внеклассным мероприятиям, конкурсам, олимпиадам), при выполнении исследовательских работ.
«Программа деятельности» учащихся во внеурочное время создается Писаренко Н.И. в соответствии с целями и задачами работы научного экологического объединения учащихся «Исследователи природы», с учетом интересов учащихся, актуальных экологических проблем села, обеспеченностью материально-технической базы. Экологическое объединение учащихся «Исследователи природы» существует в школе с 1998 года, в нем постоянно занимается 25-30 учеников 6 – 11 классов (10 - 22% учащихся среднего и старшего звена школы).
Целью создания НЭОУ является содействие развитию интересов учащихся в области экологии и охраны окружающей среды. Работа НЭОУ осуществляется по двум основным направлениям:
 индивидуальные исследования учащихся
 массовая эколого-просветительская работа среди учащихся и населения села.
Изначально деления на возрастные группы в рамках НЭОУ не существовало, но с появлением живого уголка структура занятий с учащимися изменилась. Ребята 6 – 7 классов проводят наблюдения за животными, ухаживают за ними, участвуют в подготовке экскурсий для младших школьников и гостей живого уголка. В процессе практической деятельности ребята узнают новые сведения об образе жизни животных, об их естественной среде обитания. Эти теоретические сведения находят свое отражение в правилах содержания животных, ухода за ними, кормления. Такой подход делает процесс обучения увлекательным для ребят 11-13 лет, позволяет сохранить интерес к занятиям в НЭОУ на долгое время, формирует внутренние мотивы деятельности. Вероятно в будущем, зоологическое направление работы НЭОУ будет оформлено в отдельный кружок для учащихся средних и младших классов.
Работа со старшими школьниками осуществляется в рамках выполнения индивидуальных исследовательских проектов. Собственно исследования мы проводим на занятиях НЭОУ . Занятия проводятся по следующей схеме: на первом занятии месяца коллективно разбираются теоретические вопросы организации исследовательской работы, на следующих двух занятиях в рамках индивидуальных консультаций осуществляется разработка теоретического вопроса применительно к конкретной исследовательской теме, на последнем занятии месяца организуется отчет каждого исследователя о проделанной работе по теме исследования в виде защиты, дискуссии.
Тематика теоретических занятий призвана раскрыть перед учащимися содержание основных этапов исследовательской работы (например, «Формулирование целей и задач исследования», «Понятие о методах и приемах сбора информации», «Организация наблюдения», «Структура исследовательской работы», «Правила оформления исследовательской работы», и т.п.).
На индивидуальных занятиях организуется проведение экспериментов, наблюдений, консультации по работе с литературой, работа с Интернет-ресурсами. Индивидуальная форма работы позволяет учителю уделить максимум внимания учащимся, корректировать направление их поисков, что требует иногда значительных затрат времени, и избежать руководства посредством простых указаний по выполнению работ, что значительно сокращает временные затраты со стороны учителя, но также значительно снижает эффективность самостоятельной работы школьника. Кроме того, не происходит снижения интереса учащихся к работе экологического клуба, т.к. им не приходится параллельно со своей работой отвлекаться на другие проекты. В рамках организации исследований по определенной теме организуются индивидуальные и групповые экскурсии.
Важным направлением работы НЭОУ является организация просветительской работы среди учащихся школы. Раз в 2 месяца членами НЭОУ организуется тематическая экскурсия для учащихся младших классов в кабинет биологии (см. Приложение №7). Тематика экскурсий различна и выбирается исходя из доступности и занимательности материала для ребят. Например, «Жизнь животных в живом уголке», здесь ребятам члены клуба «Зеленая планета» о том, как живут звери в живом уголке, чем они питаются, какие правила ухода необходимо соблюдать для сохранения их здоровья. На экскурсии по теме «О тех, кого не любят» младшие школьники узнали о том, что тараканы и лягушки совсем не страшные, а очень полезные животные. Экскурсия «Подводный мир» открыла тайны устройства аквариума и жизни в нем рыб, моллюсков и растений.

Результаты, полученные в образовательном процессе:
1. Созданы условия для реализации деятельностного подхода в образовательном процессе через обеспечение возможности изучения живых организмов в условиях, приближенных к естественным.
2. Обеспечены условия для более высокого уровня реализации практической части (лабораторных, практических работ) образовательных программ по биологии. Количество практических работ выполняемых с использованием живых природных объектов (растений, животных), а не их изображений, увеличилось с 7% до 35%.
3. Обеспечены условия для развития нового направления внеурочной деятельности (зоологический кружок для учащихся 6 – 7 классов), расширена материально-техническая база для осуществления исследовательской деятельности школьниками (наблюдения за животными).
4. Осуществляется нравственное, экологическое воспитание учащихся через общение с животными, осознание ответственности за их содержание, уход за ними.
5. Кабинет биологии приобрел «свое лицо», отличающее его от других учебных помещений, что делает его ярким и запоминающимся детям.
6. Сформирована особая эмоциональная обстановка в кабинете биологии, которая помогает созданию комфортной психологической атмосферы через снятие напряженности, стресса при общении с животными.
7. Общение с животными способствует развитию здоровой любознательности, они учатся быть наблюдательными, у них развивается фантазия, чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту своих питомцев. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество.

С точки зрения реализации внеурочной деятельности учащихся разных ступеней обучения, дает большой воспитательный результат, конечно, создание «живого уголка» кабинета биологии. Участвуя в уходе за животными, дети учатся нести ответственность за своих подопечных, осознают сложность содержания животных. В процессе общения с животными формируются все три уровня воспитательных результатов (см. табл.№2)
Табл.№2
Формирование разных уровней воспитательных результатов в процессе внеурочной деятельности в живом уголке
Уровень воспитатель-ного результата* Характеристика уровня* Проявления
Первый Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Знания о взаимодействие людей и животных, роль животных в жизни человека, взаимодействие с образцами положительного опыта содержания животных.
Второй Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Переживание позитивного отношения к животным как к части природы, опыт совместной деятельности по уходу за животными, презентация собственных умений в этой области на уровне школы, сельского социума
Третий Получение опыта самостоятельного общественного действия Пропаганда гуманного отношения к домашним животным, презентация исследовательских работ и социальных проектов, созданных на базе «живого уголка»
* приводятся в соответствии с работой Григорьева Д.В, Степанова П.В.[1]
Кроме того, наличие живого уголка привлекает учащихся во внеурочное время, стабилизирует (пропала «текучка») количество учащихся средних классов, занимающихся в НЭОУ. 
Список литературы
1. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность. Методический конструктор. – М.: Просвещение. – 2010.

2. Ильченко О.А. Стандартизация новых образовательных технологий // Высшее образование в России / О. А. Ильченко. – 2006. – №4. – С.42-47.

3. Ковалев Г.А. Субъективная оценка студентами образовательной среды вуза / Г. А. Ковалёв, Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – М.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е издание / В. А. Ясвин. – М.: Смысл. – 2001.–368 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: pisarenko23 (24.12.2016)
Просмотров: 488 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz